Шины nokia без шипов чем отличаются
Перейти к содержимому

Шины nokia без шипов чем отличаются

  • автор:

Nokian повторно изобрела шины с выдвижными шипами

Комплект необычных шин был испытан на Porsche Cayenne. Он действительно неплохо показал себя на льду, а на асфальте мог ездить в «мягком» режиме, не изнашивая дорожное полотно.

Давний вопрос — что лучше, зимние шины с шипами или без — в очередной раз решила компания Nokian, создавшая покрышки с шипами, которые выдвигаются после нажатия кнопки в салоне и прячутся обратно в шину, когда они не нужны. Свои нешипованные-шипованные шины фирма называет лишь концептом. Тем не менее Матти Морри, менеджер Nokian Tyres, уверяет: «Уникальная концепция шипов действительно может стать реальностью в один прекрасный день».

В качестве основы для опытных образцов были использованы шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV.

Жаль, финские шинники не уточняют, какая технология применена для приведения шипов в действие, — пневматика или, к примеру, электрика.

Сама идея выдвижных шипов гуляет по индустрии много лет. По меньшей мере с того времени, как выдвижные шипы появились на автомобиле Джеймса Бонда в фильме «Искры из глаз» (1987 год). (Позже такие шипы ещё появлялись в бондиане.)

Называя концепцию уникальной, а свои шипованные-нешипованные шины — первыми в мире, финны лукавят. Всё же первой воплотила в жизнь фантазию создателей фильмов о Джеймсе Бонде американская компания Q Tires. В 2007 году она продемонстрировала шины Celsius с выдвижными шипами. (Кстати, даже своё имя компания выбрала в честь персонажа бондианы — оружейника Q.)

В проекте Q Tires каждый шип был смонтирован на вершине крохотной пневматической камеры, изолированной от основного объёма шины. По радиосигналу срабатывал маленький электромагнитный клапан и впускал в эту камеру воздух из самой покрышки — шип выдвигался наружу на 1,5 мм над поверхностью шины. По другому сигналу открывался клапан, соединявший микроскопическую камеру с атмосферой, воздух стравливался, а шип проваливался внутрь протектора. Недостатком такого метода была необходимость подкачивать шины примерно каждые 25–30 циклов развёртывания и свёртывания шипов.

Американцы утверждали, что в серии двуликие шины будут дороже обычных на 30–40% и привлекут внимание тех автолюбителей, которые преимущественно ездят по асфальту и не хотели бы думать о регулярной замене шин в зимний сезон или возить с собой цепи противоскольжения. Первоначально компания рассчитывала наладить выпуск новинки в 2009 году, но из-за недостатка финансирования сроки несколько раз переносились, а потом фирма и вовсе оказалась банкротом.

Майкл О’Брайен, основатель Q Tires и изобретатель выдвижных шипов, столкнулся не только с финансовыми или техническими, но и с законодательными проблемами. Дело в том, что шина с выдвижными шипами — всё же шипованная, а в ряде штатов закон запрещает применять в тёплое время года шипованные покрышки.

Добавим, что свои концептуальные шины с подвижными шипами компания Nokian построила к 80-летию изобретения зимних шин. В 1934 году компания Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö (позже ставшая Nokian Tyres) выпустила шины Kelirengas (в вольном переводе «шины для плохой погоды»), предназначенные для грузовиков. Эти шины специально были спроектированы для зимних условий: низких температур и заснеженной дороги. Они отличались от других покрышек того времени зубастым протектором с глубокими поперечными канавками, которые самоочищались в движении. Это изобретение позволило двигаться там, где раньше приходилось надеяться только на цепи. Правда, состав резины был обычный, то есть довольно жёсткий. Мягкие смеси, как и шипы, появились на зимних шинах только в 1950–1960-х.

Тестируем зимние шины Nokian Hakkapeliitta 10р. Чем они лучше «девятки»

Зимние шины Nokian Hakkapeliitta 10р являются развитием популярной линейки девятого поколения. «РГ» взяла на тест главную новинку этого сезона.

Пресс-служба Nokian.

Принципиальный момент — для стран Северной Европы и Северной Америки финская модель выходит под названием Hakkapeliitta 10, то есть без элемента «р» в названии. Литеру «р» между тем следует расшифровывать как Perfect (совершенная) и Power (мощная). Так чем же отличается модификация, созданная специально для нас?

Прежде всего тем, что эта новинка разрабатывалась с учетом требований к безопасности на зимних дорогах стран СНГ. Пожалуй, главным следствием адаптации стала длина фирменных стальных шипов, которые выполнили для нас чуть более длинными, чтобы «финка» стала еще более цепкой в условиях суровых российских зим.

Ключевые новшества

Фото: Пресс-служба Nokian.

Если посмотреть на фирменные фото и иллюстрации новой шинной модели из Финляндии, то в глаза сразу бросаются два разных вида шипов — для центральной части протектора и плечевых зон. «Когти» в центральной части отвечают за устойчивость на прямых, их «коллеги» на флангах — за цепкость и курсовую устойчивость в виражах.

Такая технология была использована также и в Hakkapeliitta 9, а в «десятке» она получила дальнейшее развитие. А именно, шипы теперь имеют новый дизайн и размещение. Сердечники центральных шипов в форме «сердечка», в свою очередь боковые шипы с сердечником в форме трехлучевой звезды теперь развернуты на 180 градусов относительно центральной оси, что позволяет им находиться в повороте в максимально эффективном положении. Шипы получили также иную центральную вставку, каждый шип весит при этом лишь 0,9 грамма, что способствует снижению неподрессоренных масс.

Не менее важно, что по сравнению с Hakkapeliitta 9 количество шипов было существенно увеличено. К примеру, в наиболее ходовом типоразмере 205/55 R16 используется 220 шипов против лишь 190 у шины девятого поколения. Таким образом, прибавка составила внушительные 16%.

Фото: Пресс-служба Nokian.

На улучшение управляемости и проходимости нацелен и новый направленный дизайн протектора с жесткой центральной частью. Хотя плечевые зоны напоминают дизайн предыдущей модели, боковые протекторные блоки получили обратно направленный пилообразный рисунок усилителей торможения и ускорения, а шашки протектора стали чуть уже, что позволило увеличить их количество, а значит и число кромок сцепления на каждой шине.

Кроме того, глубина и ширина канавок в плечевых областях была увеличена для улучшения проходимости в снегу. А именно, глубина протектора в центральной части новой покрышки составляет 9 мм, что помогает справиться с аквапланированием и слэшпленнингом, иначе говоря, движением юзом по снегу.

Финны основательно поработали и над составом смеси протектора, где отныне более 30% натуральных материалов, таких как сосновый экстракт и рапсовое масло. А из всех масел, используемых в составе протектора, более 50% имеют натуральную основу. В том числе и это позволило снизить показатель сопротивления качению, что хоть и ненамного, но способствует экономии топлива и сокращению вредных выбросов.

Ради большей выносливости шипов Nokian увеличила толщину базового слоя резины, одновременно сделав его чуть жестче, чтобы «когти» держались в составе еще крепче. Это же привело к дополнительному эффекту — на 12% улучшились ускорения на льду.

За износом колес можно следить с помощью индикатора на протекторе, который показывает высоту в миллиметрах вместе со значком снежинки. Снежинка остается видимой, пока протектор не уменьшится до 4 миллиметров.

Что на практике

Фото: Пресс-служба Nokian.

Теория — это всегда хорошо, но как флагманская модель финской компании показала себя в российских условиях? Мы установили 10р размерностью 205/55 R16 на Skoda Octavia.

У Hakkapeliitta 10p эта технология получила дальнейшее развитие — отныне «когти» получили новый дизайн и размещение: боковые шипы теперь повернуты на 180 градусов относительно центральной оси, что позволяет им находиться в повороте в максимально эффективном положении.

Пробуксовки при резких стартах минимальные, машина уверенно держится на траектории в связке виражей и не уходит с курса при резком торможении. На укатанном снегу все тоже очень неплохо. Здесь, конечно, заметнее пробуксовки на старте, но они точно не чрезмерны.

«Десятка» особенно хорошо цепляется за дорогу при движении автомобиля на вираже и при этом оказывает низкое сопротивление качению при прямолинейном движении, а также обеспечивает достойную управляемость на чистом, заснеженном и обледенелом асфальте. Единственное — торможение на сухом покрытии кажется не таким уверенным.

Когда мы тестировали в прошлом году «девятку», главная наша претензия касалась шумности резины как на льду, так и на асфальте. Так вот, финны основательно поработали над этим компонентом.

Впервые в истории шин Hakkapeliitta для улучшения акустического комфорта было оптимизировано расположение шипов. Также применена оригинальна технология фиксации шипов. Они фиксируются в базовом слое, который стал более жестким и толстым, но под каждым шипом присутствует слой более мягкой резиновой смеси, которая является своеобразной подушкой.

Также под основанием шипа есть полость с воздухом. Комбинация мягкой резиновой подушки, воздушного «амортизатора» и увеличения резинового слоя между шипом и брекерным пакетом позволила значительно снизить уровень шума и изменить его тональность.

И надо сказать, что в реальности все это не пустые слова. «Десятка» действительно тише «девятки» — хотя сами финны и оценивают улучшение в 6%.

С прицелом на джиперов и гонщиков

Фото: Пресс-служба Nokian.

Добавим, что помимо основной легковой версии Hakkapeliitta 10р на российский рынок выходит также модификация Hakkapeliitta 10р SUV — шины, предназначенные для внедорожников. Такие покрышки отличают более прочная конструкция во всех типоразмерах, два слоя текстильного корда, а также более агрессивные ламели плечевых зон. Кроме того, здесь применена технология арамидных боковин, дающая высокую защиту от физических повреждений.

Еще один новый вариант «десятки» — модификация Hakkapeliitta 10 EV — адресована владельцам электромобилей и гибридов. В 10 EV применена технология SilentDrive, заключающаяся в нанесении на внутреннюю сторону шины пористого звукопоглощающего слоя.

Цены на Hakkapeliitta 10р начинаются от 5560 рублей. И это главный ее минус — дороговато, конечно. Хотя понятно, что количество нововведений все-таки велико. Ну и все улучшения не могли пройти незамеченными для кошелька покупателей. Плюс ко всему не стоит забывать, и «девятка» была не особо и дешевой модель — за качество всегда приходится платить.

Выпуск почти всех типоразмеров налажен на заводе Nokian Hakkapeliitta 10p во Всеволожске. Размерный ряд состоит из шин от 14 до 22 дюймов. Все шины представлены в скоростной категории T (до 190 км/ч) и в большинстве типоразмеров имеют маркировку XL (максимально возможная грузоподъемность в данном размере).

Nokian Tyres Nordman 4

Nordman 4

Покрышка Nokian Nordman 4 является адаптированным вариантом получившей признание во всем мире, где есть зима, Hakkapeliitta 4 финской компании Nokian. Именно поэтому эта шипованная шина просто изначально не может быть плохой. На этой покрышке можно безопасно ехать по зимней дороге до скорости 190 км/ч, а индекс нагрузки соответствует 2250 кг на 4 колеса. Отличное сцепление, динамика и комфорт Nokian Nordman 4 обеспечивается продвинутыми технологическими решениями:

  • шипы проработанной формы обеспечивают прекрасное сцепление во всех направлениях при езде по обледенелой дороге. Расположение шипов таково, что их контакт с дорогой является непрерывным, что очень важно для устойчивости автомобиля;
  • для улучшения комфорта езды, а также для того, чтобы шип более прочно сидел в протекторе, под ним предусмотрена специальная подушка из более мягкой резины, которая амортизирует удар шипа об дорожную поверхность;
    Eco Stud System
  • все шашки направленного протектора покрыты густой сетью ламелей, обеспечивающих надежное сцепление с мокрой и заснеженной поверхностью. Для улучшения управляемости на зимней дороге между блоками в плечевой части протектора расположены усилители ламелей;
    усилители ламелей
  • на шине предусмотрен индикатор износа (DSI), который показывает глубину канавок в миллиметрах, увеличивая безопасность эксплуатации;
  • широкие канавки идеально отводят воду, снег и шугу, позволяя эффективно противостоять аквапланированию;
  • наличие уплотнительного кольца препятствует попаданию мелких камешек и грязи между резиной и колесным диском, защищая колесо от повреждений;
  • упрочненный стальной брекер позволяет покрышке держать форму даже при значительных перегрузках;
  • в производстве покрышки используются только экологически чистые компоненты, при этом резиновая смесь обладает повышенными сцепными свойствами, прочностью и эластичностью.

Тесты показали, что Nokian Nordman 4 обеспечивает быструю и безопасную езду по любому покрытию. Она одинаково хорошо ведет себя на обледенелой и сухой асфальтной поверхности. Особенности ошиповки и уникальная резиновая смесь значительно увеличивают пробег покрышки. Для тяжелых автомобилей выпускается вариант шины с усиленной боковой частью.

Обзор зимних шин Nokian Hakkapeliitta R5 и R5 SUV: без шипов но цепкие

Обзор зимних шин Nokian Hakkapeliitta R5 и R5 SUV: без шипов но цепкие

Новинка приходит на смену хорошо зарекомендовавшей себя модели зимней шины Nokian Hakkapeliitta R3 и по многим показателям превосходит предшественницу (суммарно по характеристикам Nokian Hakkapeliitta R5 на 4 % лучше предыдущей модели. К примеру, тормозной путь со скорости 80 км/ч до полной остановки сократился на 5,6 метра). Зимняя шина Nokian Hakkapeliitta R5 имеет новый рисунок протектора. Размер его шашек стал меньше, и теперь в пятне контакта шины с дорогой задействовано на 40 % больше шашек. Кроме того, в пятне контакта работает больше острых кромок, благодаря чему улучшено как продольное, так и поперечное сцепление. В центральной части протектора рисунок состоит из сдвоенных шашек: технология Double Block Grip способствует сбалансированному поведению шины на любых типах зимнего покрытия. В составе резиновой смеси применена технология Arctic Grip Crystals — «секретные» частицы, повышающие уровень сцепления на скользких поверхностях. «Кристаллы» проявляются в протекторном слое по мере его истирания и позволяют поддерживать стабильный уровень сцепления даже при износе шины. Комбинация шашек протектора уменьшенного размера, их геометрия (технология Silent Touch) и особенности нового поколения резиновой смеси Arctic Grip Crystals также позволили улучшить показатели динамического и акустического комфорта.

Обзор зимних шин Nokian Hakkapeliitta R5 и R5 SUV: без шипов но цепкие

Одной из визитных карточек продукции Нокиан всегда являлась экологическая составляющая, и зимняя шина Nokian Hakkapeliitta R5, резиновая смесь которой на треть состоит из возобновляемых и переработанных материалов, исключением не является.

Обзор зимних шин Nokian Hakkapeliitta R5 и R5 SUV: без шипов но цепкие

Сопротивление качению у новой модели на 4,4 % ниже, чем у Nokian Hakkapeliitta R3, которая на момент выхода на рынок была самой энергоэффективной зимней шиной. Высокая топливная экономичность шин (расход топлива на автомобилях, обутых в Nokian Hakkapeliitta R5, на 2,8 % ниже в сравнении со средними показателями конкурентов, а для электромобилей и машин с гибридными силовыми установками пробег между зарядками увеличен на 8 %) позволяет позаботиться о бюджете их обладателей и сократить выбросы выхлопов в атмосферу. Глубина протектора Nokian Hakkapeliitta R5 составляет 8 мм, а значит, и ходимость таких зимних шин будет больше, и безопасность по мере эксплуатации не будет снижаться. И это еще один из постулатов компании Нокиан: компромиссов между уровнем безопасности и экологичностью быть не должно.

Обзор зимних шин Nokian Hakkapeliitta R5 и R5 SUV: без шипов но цепкие Обзор зимних шин Nokian Hakkapeliitta R5 и R5 SUV: без шипов но цепкие Обзор зимних шин Nokian Hakkapeliitta R5 и R5 SUV: без шипов но цепкие Обзор зимних шин Nokian Hakkapeliitta R5 и R5 SUV: без шипов но цепкие Обзор зимних шин Nokian Hakkapeliitta R5 и R5 SUV: без шипов но цепкие

Зимняя шина Nokian Hakkapeliitta R5 SUV предназначена для тяжелых внедорожников и кроссоверов. С учетом повышенной массы автомобилей во всех типоразмерах этой модели использован двойной текстильный корд — решение, которое положительно влияет и на износостойкость шины, и на управляемость. Резиновая смесь и рисунок протектора также адаптированы с учетом особенностей эксплуатации. Уже традиционно для продукции Nokian Tyres, предназначенной для кроссоверов и внедорожников, боковина шины усилена волокнами арамида, материала, который надежно защищает эту часть шины от повреждений в случае ударов и от порезов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *