Что не является функциональным компонентом иос школы
Перейти к содержимому

Что не является функциональным компонентом иос школы

  • автор:

Что не является функциональным компонентом иос школы

• Приготовление, оформление подготовка к реализации бутербродов
Методическая разработка практического занятия учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на тему: «Приготовление, оформление подготовка к реализации бутербродов»

• Приготовление, оформление, подготовка к презентации блюд из яиц
Методическая разработка практического занятия учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на тему: «Приготовление, оформление, подготовка к презентации блюд из яиц»

• Операционная система: основные понятия, графический интерфейс и его объекты
Методическая разработка урока Раздел 3. Средства ИКТ «Операционная система: основные понятия, графический интерфейс и его объекты»

Что надо школе внедрить из компонент ИОС и ЭИОС, чтобы соответствовать ФГОС от 2021 года

31 мая 2021 года утверждены новые ФГОСы для школ.

Разберем что именно находится в компонентах информационно-образовательной среды (ИОС) школы и электронной информационной образовательной среды (ЭИОС). Т.е. что же школе надо на самом деле внедрить, чтобы соответствовать ФГОС.

fgos_ooo_2021.png

Начну с того, чем ИОС от ЭИОС отличаются: информационная среда может включать в себя печатные учебники, печатную литературу и в целом может состоять как из цифровых инструментов, так и не цифровых. ЭИОС — это частный случай ИОС, когда речь идет про работу на электронных устройствах (прежде всего имеется в виду цифровая информация).

Договоримся, что цитируем абзацы из ФГОС и затем разбираем, что в них написано.

Начнем с закона «Об образовании», затем перейдем к ФГОС. Это важно, так как ФГОС не может противоречить закону «Об образовании».

ст. 18 ФЗ 273. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы [ править ]

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Цифровые (электронные) библиотеки должны быть во всех без исключения образовательных организациях (ОО). В школах это требование массово нарушается. Что такое цифровая (электронная) библиотека известно из ГОСТ Р 7.0.96-2016

Электронная библиотека - информационная система, предназначенная для организации и хранения упорядоченного фонда электронных объектов, и обеспечения доступа к ним с помощью единых средств навигации и поиска.

Т.е. нет единых средств навигации и поиска по фонду — значит не электронная библиотека. Здесь «объект электронной библиотеки» — идентифицируемая единица хранения. Т.е. ресурс, документ файл и т.п.

На всякий случай сразу поясню чем электронное отличается от цифрового. Цифровое — это то, что в байтах хранится. Электронное — это то, что работает на электронных устройствах. Электронное всегда включает в себя оборудование (железо). Цифровое абстрагировано от железа (хотя на самом деле хранится и обрабатывается на каком-то железе, но в контексте цифрового что есть какое-то железо не важно). В большинстве практически значимых случаев электронное устройство работает с цифровой информацией и поэтому электронное и цифровое про одно и тоже.

Итак, запомним, что электронная библиотека должна быть точно, это нам понадобится, а теперь переходим к ФГОС.

ст. 35.2 ФГОС ООО. Условия для участников образовательных отношений [ править ]

35.2 В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: . эффективного управления Организацией с использованием ИКТ, современных механизмов финансирования реализации программ основного общего образования.

Здесь речь идет про внедрение автоматизированной системы управления организацией (хотя она так и не называется). В Москве такой является МЭШ, в регионах обычно есть какие-то централизованные дневники или на собственном ПО, либо у SaaS-сервисов по подписке. Системы управления школами на уровне школ тоже бывают, но обычно регионы создают что-то централизованное, чтобы всех контролировать и по крайней мере госшколы пинками загоняют в централизованное.

Про финансирование видимо имеется в виду, что система автоматизации будет знать кто какие занятия отвел, какие мероприятия провел и т.д. и по этим данным сможет подсчитать зарплату.

ст. 35.3 ФГОС ООО. Информационно-образовательная среда организации [ править ]

35.3 При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течении всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

Что такое ИОС? По ГОСТ Р 53620-2009: «3.1 информационно-образовательная среда; ИОС: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.»

Но только во ФГОС ИОС используется в более широком смысле, в котором информация может быть нецифровой, поэтому в ИОС входят и печатные учебники. Это ясно из дальнейшего описания во ФГОС. Также важно понимать, что ИОС во ФГОС — это именно что не конкретная система, а среда, в которой может жить множество информационных систем и ресурсов, цифровых и нецифровых.

Информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, учебным изданиям и образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся.

Отмечу, что учебными ресурсами могут быть не только цифровые ресурсы, но и лабораторные и т.д., но важно, что ИОС должна обеспечивать доступ только к тем, которые указаны в рабочих программах.

доступ к информации о расписании проведения учебных занятий, процедурах и критериях оценки результатов обучения;

Это про журналы/дневники, т.е. той же самой системе автоматизации.

возможность использования современных ИКТ в реализации программы основного общего образования, в том числе использование имеющихся средств обучения и воспитания в электронном виде, электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, объективного оценивания знаний, умений, навыков и достижений обучающихся.

Здесь мы в первый раз встречаемся с фразой «обязано обеспечить возможность». Там где такие фразы встречаются, все перечисленное технически должно быть, но этим не обязаны пользоваться.

Под современными ИКТ имеются в виду LMS, электронные библиотеки, системы тестирования, ВКС, системы коллективной работы в учебных целях (вики), менеджеры проектов и другие системы, используемые педагогами в своей практике.

Интересна оговорка про «имеющиеся» средства обучения и воспитания с использованием ИКТ. В условиях удаленки это имеет смысл трактовать так, что если у вас что-то есть в офлайне для обучени и воспитания, должно быть что-то похожее и в ЭИОС, например в случае с лабораторными работами в ЭИОС должны быть виртуальные лабораторные, а если вы в музеи ходите, то в ЭИОС надо включить виртуальные музеи.

Есть также классная оговорка про «объективное оценивание знаний». Проблема в том, что значит при удаленном тестировании фраза требует убедиться, что тест сдавал именно ученик и без подсказок. Т.е. фактически здесь заложен прокторинг! Также возникают сомнения, что можно задавать задания для удаленного решения и не контролировать их выполнение прокторингом, если ответы на задания есть в ГДЗ.

Кстати, для новых школ (или вводе новых мест при строительстве корпусов), есть перечень средств обучения и воспитания по 590 приказу от 23 августа 2021 г.

Доступ к информационным ресурсам информационно-образовательной среды Организации обеспечивается в том числе посредством сети Интернет.

Здесь не сказано, что ко всем ресурсам ИОС надо доступ из интернета обеспечить (к печатному учебнику или лабораторной установке вы доступ через интернет не предоставите при всем желании) и даже не сказано, что надо обеспечить ко всем цифровым. Но не переживайте, об этом будет сказано в другом месте, а этот абзац просто избыточен.

ст. 35.4 ФГОС ООО. Реализация программы с использованием электронного обучения и ДОТ [ править ]

35.4 В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течении всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизованным доступном к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимся образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).

Вводится термин ЭИОС и он отличается от ИОС тем, что является более узким. ИОС — это среда, состоящая как из электронных ИС (система автоматизации обучения и т.д.), так и неэлектронных (печатные учебники, лабораторное оборудование). В то же время ЭИОС вводится для обучения с применением электронного обучения и ДОТ. Напомню определения из ГОСТ Р 52653: «электронное обучение: обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий», «дистанционные образовательные технологии: образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

ЭИОС, как и ИОС — это не одна информационная система (не LMS), а множество систем и ресурсов, которые в совокупности и называют средой.

Разберем слова про «авторизованный доступ». «Авторизованный» — значит имеющий право доступа. Если есть некоторая система защиты ресурсов от доступа посторонних, у обучающегося должны быть права чтения такого ресурса в ограниченном доступе. Отмечу, что авторизованный не означает аутентифицированный, т.е. главное, чтобы доступ у учащегося был, в том числе из интернета, а уж надо ли для этого аккаунт заводить — не важно. Также слова про авторизованный доступ не означают, что доступ к ресурсам обязательно должен быть ограничен, пользователь открытых образовательных ресурсов всегда будет авторизован для доступа к ним просто потому, что для доступа к ним авторизован любой пользователь интернета.

С «индивидуальный доступ» менее понятно. Предлагаю понимать в нескольких аспектах:

  • индивидуальный — не групповой, т.е. если надо кому-то индивидуальное задание выдать, это можно сделать;
  • если доступ по логинам и паролям, то для родителей и детей логины разные;
  • если у вас доступ выдается к ресурсу с ограничением конкурентных подключений, каждый обучающийся должен суметь подключиться даже если все подключатся одновременно (похожее требование было во ФГОС ВО другими словами). Не должно быть такого, что надо к электронному ресурсу стоять в очереди и ждать, пока он освободится.

Возможно авторы ФГОС хотели написать «индивидуальный аутентифицированный доступ» т.к. «авторизованный доступ» — это «разрешенный доступ». Но написали как написали.

Впрочем «индивидуальный авторизованный доступ» на многих ресурсах будет таки по логину/паролю учащихся, чтобы если в ресурсе будут тесты, можно было разобраться кто на что сдал.

Здесь есть дискуссионный вопрос, обязана ли школа при использовании ДОТ и электронного обучения закупать планшеты/ПК для обучающихся. С моей точки зрения под обеспечением школой «соответствующих технологических средств» понимается обеспечение доступа к серверам и иному оборудованию и ПО, но не выдача школьникам планшетов и ПК. Обоснование такого мнения: в конце приводятся слова, что доступ нужен везде, где есть доступ к интернету, т.е. речь идет о технологических средствах, доступ к которым пользователь осуществляет посредством интернета, а значит они на стороне организации.

Реализация программы основного общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Вот это довольно жесткое требование, по нему в образовательном процессе полностью запрещены смартфоны, планшеты с экраном менее 10.4 дюйма, есть ограничения по непрерывной работе и т.д.

Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть обеспечены ресурсами других организаций.

Здесь позволяют всё использовать по модели SaaS, а образовательные ресурсы покупать по подписке. Но есть дискуссионный момент, суть которого в том, что хотя школа может арендовать доступ к контенту, дневникам и т.д., но закон по своему духу предполагает, что ЭИОС обеспечивает учащихся именно образовательная организация, в том числе к электронной библиотеке, педагогическим средствам и если школа все это просто арендует, то являются ли эти сервисы ее на правах аренды? Или это не ее сервисы, так как школа не может устанавливать политики к этим сервисам (управлять ими)? Например школа оформила подписку на облачную библиотеку и в ней учебники и ЭОР, но что это за электронная библиотека школы, если учитель школы не может в нее ЭОРы загружать по своему желанию? Будет ли такая библиотека соответствовать ФГОС?

Поэтому я бы относился так: организация может использовать SaaS, в том числе арендовать доступ к учебникам и ЭОР, системам автоматизации, но где-то у организации должно быть и такое ПО, в котором организация сама решает, что можно создавать/загружать. ПО где организация сама решает что там будет тоже может быть SaaS. Главное чтобы не было такого, что школа подписалась на учебники, а учителя свои ресурсы на флешке носят и по почте рассылают так как школа не предоставляет сервисов, где бы ресурсы можно было разместить.

Кстати, если учителя рассылают что-то по почте, почтовые сервера тоже входят в ИОС.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей посредством сети Интернет;

Здесь что в рабочей программе указали, к тому и обязаны обеспечить доступ. А что не указали — не обязаны.

формирование и хранение электронного портфолио обучающегося, в том числе выполненных им работ и результатов выполнения работ;

Обычно портфолио собирается на стороне системы автоматизации, так как в ней все известно кто какие работы выполнял и на сколько их защитил, а также там хранится профиль учащегося и в него легко можно загрузить грамоты и другие достижения.

фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы основного общего образования;

Тоже в системе автоматизации (журналы/дневник) это все хранится.

проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

Процедура обучения обычно в образовании ведется в LMS. Но так исторически вышло, что в школах LMS распространены слабо, а сильно распространены региональные системы автоматизации (журналы/дневники) и так как расписание именно в них, темы в них, оценки в них, они по сути и обеспечивают ведение образовательного процесса и если к системам автоматизации добавить электронную библиотеку, то система автоматизации + электронная библиотека и создают что-то вроде LMS. Также бывает, что системы тестирования тоже отдельно ставят.

В итоге выполняться этот пункт может по разному, как система автоматизации + электронная библиотека, так и LMS или быть некоторой сборной системой из отдельных компонент (региональная система автоматизации + электронная библиотека + LMS + система тестирования).

Какой вариант выбрать — надо решать самостоятельно в каждом отдельном случае, но все равно надо помнить ст. 18 закона «Об образовании», что электронные библиотеки должны быть у всех образовательных организаций. Поэтому электронная библиотека должна быть, а нужна ли еще и LMS (с установкой в регионе, муниципалитете, школе) надо смотреть по тому, хватает ли технологий в электронной библиотеке, чтобы в ней в связке с системой автоматизации можно было современные педтехнологии реализовать. Если не хватает — поставьте еще и LMS в регионе или в школе. Ну или добавьте систему тестирования, если встроенные в вашу электронную библиотеку и LMS вас не устраивают в каких-то функциях.

Опять же для примера, в Москве все это реализуется через МЭШ (как система автоматизации) + Библиотека МЭШ (а в ней есть и информация и тесты).

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе посредством сети Интернет.

Это про чаты, каналы, группы в соцсетях. Здесь еще прямо не запрещается использовать соцсети для общения, напомню, что ЭИОС — среда, а не единая информационная система, но как увидим ниже, на использование зарубежных соцсетей ограничения будут наложены через требования о соблюдении 152 ФЗ (локализации персональных данных).

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Преподаватели должны быть квалифицированы для использования ЭИОС. То есть обучены. Но здесь еще есть и слова о поддержке ЭИОС квалифицированными сотрудниками. Это фактически означает, что если школа внедряет какие-то ИС у себя сама (например Moodle), то у нее в штате должен быть квалифицированный сотрудник именно на обслуживание школьных ИС. Ну или все получать в виде сервисов у других организаций (регионов, муниципалитетов, аренда сервисов), чтобы обслуживание проводили их квалифицированные сотрудники. Внедрять информационные системы, которые не обеспечены квалифицированными сотрудниками нельзя!

Про то, что сервисы ЭИОС не должны нарушать законы РФ — это вроде очевидно. Но эти законы — они про защиту детей от причиняющей вред их здоровью информации, закон о персональных данных, по которому пользователи должны давать согласие каждой информационной системе на обработку их персональных данных, отзывать согласие в любой момент, а сами информационные системы должны хранить персональные данные на территории РФ. Этот пункт вышибает включение в ЭИОС зарубежные соцсети, Google Classroom и многие сервисы. Причем сказать, что учитель не может знать где хранят персональные данные эти сервисы нельзя, так как они обязаны предоставлять соглашение об обработке персональных данных и в нем основные моменты должны быть расписаны, а кроме того, у Роскомнадзора есть реестр обработчиков персональных данных и можно в нем проверить наличие организации-оператора используемоего в ЭИОС сервиса.

Условия использования электронной информационно-образовательной среды должны обеспечивать безопасность хранения информации об участниках образовательных отношений, безопасность цифровых образовательных ресурсов, используемых Организацией при реализации программ основного общего образования, безопасность организации образовательной деятельности в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Здесь к соблюдению законодательства РФ выставляются дополнительные требования. Как именно безопасность хранения информации должна обеспечиваться — не написано, но есть нормативка про классификацию ИС, создание модели угроз и т.д. Если со случаем, когда сервисы делает школа все понятно (надо модели угроз разработать, назначить ответственного по безопасности и т.д.), то при использовании внешних сервисов все несколько сложнее, так как подключение к ним обычно офертой и там ответственность и обязанность об обеспечении безопасности может быть явно не проговорена (хотя в соглашении об обработке персональных данных должны быть какие-то слова про безопасность). В общем, сложно сказать, как школа будет доказывать, что используемые в ЭИОС данные при активном использовании внешних сервисов находятся в безопасности. Правда есть подходы по обезличиванию персональных данных при использовании внешних сервисов и выгребания из них данных (например по LTI), но в реальности в России нет соответствующей культуры.

Про безопасность цифровых ресурсов тоже интересно. Имеется в виду, что их не изменят, не сделают вредными здоровью или не добавят в них вирусов. Ну если свои сервисы используете, то в модель угроз включаете и принимаете меры (сетевые экраны, антивирусы, обновления), а если внешние сервисы, то они пусть что-то напишут про безопасность данных в пользовательском соглашении об использовании сервисов. А если безопасность ресурсов внешние сервисы не обещают, то включать такие ресурсы в ЭИОС вы не имеете права.

С гигиеническими нормативами тоже засада, там устанавливается запрет смартфонов и планшетов с малым экраном, но есть позиция, что эти нормативы обязательны только для организации и школа не обязана блокировать использование личных смартфонов из дома, хотя должна на уроке не разрешать использовать смартфоны. Но еще в санправилах есть нормативы по продолжительности работы с ПК общей и непрерывной. В некоторых системах (СберКласс) явно заводится счетчик времени, но в целом не сказано, что организация безопасности должна выполняться именно техническими мерами, она может организовываться и учителем («дети, делаем перерыв на зарядку для глаз»).

ст. 36 ФГОС ООО. Требования к материально-техническому обеспечению [ править ]

36.1 Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с учебным планом.

ЭИОС работает на серверах. Сервер тоже должен быть в школе (см. требования выше). Но если в учебный план включено использование ресурсов ЭИОС, то сервера, на которых ресурсы работают, включаются в материально-техническое оснащение. Но по факту раз здесь разрешено располагать такими серверами на ином законном основании, договор-оферта, по которому сервис предоставляет доступ, тоже должен подойти.

ст. 37.1 ВГОС ООО. Учебно-методические условия ИОС [ править ]

37.1 Условия информационного обеспечения реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечиваться также современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда Организации включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда Организации должна обеспечить: возможность использования участниками образовательного процесса ресурсов и сервисов цифровой образовательной среды;

Здесь вводится понятие «цифровой образовательной среды». Что это — не расшифровывается, но по сути ясно, что там где ЦОС — речь идет об федеральном эксперименте по внедрению ЦОС и можно определение взять из постановления правительства «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» от 7 декабря 2020 года №2040: «цифровая образовательная среда» — совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания. Короче, это ЭИОС, только ЦОС.

Обратите внимание, что в Целевой модели есть региональная часть ЦОС.

Ладно, возвращаемся к тому, что же должна обеспечить ИОС:

безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды;

Имеется в виду, что ресурсы в ЦОС будут отбираться, а безопасный — это видимо по защищенным каналам связи, которые есть в приказах о стандарте «Цифровой школы». Но этого пока тоже только должно делаться.

информационно-методическую поддержку образовательной деятельности; информационное сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения;

Про планы имеется в виду, что к 2024 планировалось начало работы рекомендательной системы и когда её запустят, надо туда школьников отправить траекторию развития планировать.

планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;

Это обычно в системе автоматизации делается.

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;

Обычно мониторинг в системе автоматизации, а фиксация уж где получится (системы тестирования, LMS, тесты в библиотеке, контент федеральной ЦОС после её появления). Но только для мониторинга надо эти данные как-то в систему автоматизации втянуть (в дневники расставить).

мониторинг здоровья учащегося;

Опять система автоматизации.

современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

Обычно в ИС (например в системах автоматизации) информация как-то создается, обрабатывается, хранится, представляется (отображается), потом к ней нужен поиск и средства анализа и видимо здесь требование, что эти типичные для многих ИС процессы должны быть современными. Тогда это требование иметь современное ПО, в котором процедуры в рамках рабочих процессов тоже на современном уровне выполняются. Правда не понятно как современное от устаревшего отличить.

Но также важно, что это требование не столько к ПО, сколько к процедурам. Например школа не должна закидывать учителей заданиями формированием отчетов, если может сама получить их из системы автоматизации. А если системы автоматизации нет упрощающей формирование отчетов, её надо внедрить так как иначе ввод и обработка информации несовременны. Ну и так далее. Также есть требования и к представлению информации, т.е. обновленные сайты и сервисы должны выглядеть современно и там где выводится какая-то информация, по возможности она не должна руками формироваться.

дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования с соблюдением законодательства Российской Федерации.

Чаты и иные способы коммуникации могут быть сделаны как в рамках системы автоматизации, так и внешними сервисами. С соцсетями сложно так как возникает проблема с персональными данными и со всем, что про безопасность выше написано. WhatsApp, Viber — сразу нет. ВКонтакте, Сферум и др. — читайте их пользовательское соглашение и соглашение об обработке персональных данных, удовлетворяет ли они требованиям ФГОС. При выборе мессенджера или соцсети с функцией мессенджера посмотрите, есть ли он в реестре организаций распространителей информации, если есть, это признак, что сервис выполняет законодательство.

дистанционное взаимодействие Организации с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными заинтересованными организациями в сфере культуры, здравоохранения, спорта, досуга, занятости населения и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Пункт интересен тем, что с одной стороны он обязывающий с указанными организациями взаимодействовать, но только если есть заинтересованность. Причем в простейшем случае таким взаимодействием будет отправка электронных писем и звонки по телефону. Но также этот пункт разрешает, например, писать интеграции в системы здравоохранения для получения из них информации о болезни ребенка, обмена данными по посещению учреждений культуры и т.д., на случай если вам это понадобилось и им почему-то тоже интересно. Поэтому я бы скорее на пункт смотрел в стиле «могут».

При реализации адаптированных программ основного общего образования информационно-образовательная среда Организации должна учитывать состояние здоровья обучающихся с ОВЗ, их особые образовательные потребности.

Это не только про цифру, но и книги со шрифтами Брайля и лифты в которые кресла влезут. Но если говорить про цифру и у вас есть слабовидящий, то можно с помощью встроенного в Chrome средства Lighthouse провести простой тест ваших сайтов на самые грубые ошибки в области доступности (Accessability).

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников Организации в решении профессиональных задач с применением ИКТ, наличие служб поддержки ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ организуются учредителем Организации.

Обратите внимание, что поддержку применения ИКТ организует учредитель, а не сама школа. Причем речь идет об поддержки использования ИКТ не только школьных сервисов, но и всей ИОС, включая веб-сервисы сторонних организаций, включенных в ЭИОС.

Поддержку здесь также надо понимать широко. Это не только техническая поддержка, но и обучение, ответы на вопросы как лучше сделать и т.д.

Учредитель школы скорее всего сам поддерживать ИКТ не будет и кому-то эту задачу поручит за деньги. Также это косвенное указание на то, что развивать веб-сервисы в рамках ЭИОС целесообразно не каждой школе в отдельности, а централизованно на уровне учредителя (муниципалитета).

37.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, сервера и официального сайта Организации, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией программы основного общего образования, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиям ее осуществления.

Здесь интересно, что у школы обязательно должен быть свой сервер. Можно заключить из всего выше написанного, что на нем и будут работать отдельные информационные системы ЭИОС, оператором которых является сама школа. Я бы предложил, если у вас сервера еще нет, закупать его сразу под использование средств виртуализации и на одном сервере иметь множество виртуальных машин, в которых будут работать электронная библиотека, LMS, видеонаблюдение, вики, файлообменник, средства коллективной работы, сервер офисного пакета и т.д. по потребностям.

37.3 Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников. Дополнительно Организация может предоставлять учебные пособия в электронной форме, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения программы основного общего на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Здесь интересно, что речь идет не об электронной форме учебника, а об учебных пособиях в электронной форме. То есть учебник в любом случае должен быть бумажным. ЭФУ во ФГОС не упомянута. Но есть еще пособия и их дополнительно к печатному учебнику можно закупить. Но если электронные учебные пособия закупаются, то закупаются сразу на всех обучающихся в школе в рамках образовательной программы и сразу по всем предметам. Какому-то классу купить на какой-то предмет, а какому-то не купить — нельзя. И если закупаешь, то надо купить не только на всех учеников, но и на все предметы.

Обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Это совершенно странный абзац. Странный потому, что до этого школа обязана была предоставлять доступ только к таким ЭОР, которые включены в программу. В этом же абзаце из п. 37.3 никаких ограничений не устанавливается к каким ЭОР организация обязана доступ обеспечить. Нет, что к федеральным ФЦИОР, ЕКЦОР, почившему Маркетплейсу, к готовящейся цифровой библиотеке контента, к региональным хранилищам ЭОР надо доступ предоставить — это ясно. Но надо ли все-все ЭОР во всем мире купить — не понятно. Если дословно читать абзац — надо купить (предоставить доступ) ко всем ЭОР, существующим в мире. Здесь правда не сказано, что надо купить заранее (можно и лениво при первом обращении). Аналогично и про печатный ресурс. Обратите внимание на фразу «печатный ресурс». Дело в том, что обычно используется термин «печатное издание», а издание так называется потому, что издается издателем, проходя редакционно-издательскую подготовку. А вот печатный ресурс может редакционно-издательскую подготовку не проходить и не издаваться (а может проходить и издаваться, ресурс — более общий термин и всякое издание является и ресурсом). Как итог: решительно не понятно, что хотел регулятор этим абзацем сказать, который сводит на нет смысл формирования ФПУ, ведь по нему можно купить любой печатный ресурс (учебник) ни в какие ФПУ не входящий.

37.4 Библиотека Организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана и иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию программы основного общего образования.

Вот в библиотеке снова есть ограничение, что укомплектоваться ЭОР и «печатными ресурсами» надо только по учебным предметам учебного плана. Опять же не вполне ясно про ЭОР, надо ли их закупать и включать в фонд библиотеки, если в программе конкретных ЭОР нет, но в принципе к предмету они какие-то есть.

ст. 40.1 ФГОС ООО. Финансовые условия [ править ]

Ну, мы почти закончили, осталось самое приятное: про деньги.

40.1 Финансовые условия реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечивать: соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования: возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных ФГОС; покрытие затрат на реализацию всех частей программы основного общего образования.

Выходит, везде, где есть требования, можно и нужно финансировать из бюджета. В том числе ЭОР.

Выводы [ править ]

В школе, раз есть риск обучения на удаленке, должна быть ЭИОС.

Авторы не стали использовать в документе «система автоматизации», «LMS» и т.д., а ограничились функциональными требованиями (что ПО должно делать), чтобы учесть многообразие различных интеграций и подходов к решению задач.

ЭИОС — это не единственная информационная система, а среда, в которой водится множество информационных систем.

В ЭИОС включены те веб-сервисы, которые есть в рабочей программе. При этом к сервисам в составе ЭИОС есть некоторые требования и если какой-то сервис им не удовлетворяет, использовать его вы не имеете права.

ЭИОС может вся или частично работать на ресурсах других организаций. Предоставлять сервисы и ресурсы для ЭИОС могут как муниципалитеты, так и регионы и коммерческие компании. Но где бы ресурсы и сервисы ЭИОС ни размещались, к ним есть требования по соблюдению законодательства (персональные данные, защита информации) и дополнительные по безопасности. Многие зарубежные ресурсы требованиям очевидно не удовлетворяют.

Обычно в регионах уже есть централизованная система автоматизации школ (журналы и дневники). Но школе точно нужна еще электронная библиотека (отдельная или в составе автоматизированной системы) и возможно LMS и системы тестирования, если электронная библиотека в связке с системой автоматизации не обеспечивает учебный процесс современными педагогическими технологиями. Использовать связку система автоматизации + LMS (без электронной библиотеки) можно только если LMS сама реализует функционал электронной библиотеки, причем так, что в ней есть единые средства навигации и поиска, а обычно таковых в LMS нет. В то же время далеко не всякая электронная библиотека реализует современные педагогические технологии и если ваша не обеспечивает, то надо её усиливать чем-то еще.

Лирическое отступление [ править ]

Если у вас есть автоматизация (дневники), но нет функциональной электронной библиотеки, то посмотрите на ELiS, в которой:

  • мощный интерактивный конструктор для веб-ресурсов и система сбора цифровых следов с подсказками при помощи анализа ошибок о проблемах в тестах;
  • DRM-защита;
  • упрощенная проверка фото домашних работ с обратной связью, экономящая более 30 минут учителю каждый день.

. и много других возможностей, полезных как для единой электронной библиотеки муниципалитета, так и региона.

Архитектура [ править ]

Ладно, попробуем собрать в кучу, что в ЭИОС-то должно быть.

Надо делить на три сегмента: федеральный, региональный, муниципальный.

architecture_scool.png

Федеральный сегмент [ править ]

У федералов «Моя школа» (строится), РЭШ, ФЦИОР, ЕКЦОР, Маркетплейс (помер), строящаяся библиотека цифрового контента и другие новые проекты + ЕСИА (аутентификация через Госуслуги).

Федералы стремятся стратегически больше данных собрать, чтобы лучше понимать что в регионах делается (данные ходили к ним, а не через регионы и муниципалитеты). Возможно и взаимодействовать с учителями и учащимися напрямую, а для этого надо в «Моя школа» всех затащить. Сферум — это тоже способ общаться с учителями и школьниками напрямую, минуя региональные и местные органы управления образованием.

Но у федералов частая проблема: их проекты с треском проваливаются. Причем проваливается большинство проектов, за которые берутся. ФЦИОР, ЕКЦОР, Маркетплейс. Разве что РЭШ условно не провалился, хотя бы в том смысле, что в пандемию сайт пригодился.

Региональный сегмент [ править ]

Если регион делает ставку на федералов в области цифровизации и надеется, что федералы подтянут образование в его регионе и у федералов не получается, у региона значит тоже не получается. И это большой риск для региона, надеяться только на федералов, что они все сделают.

Поэтому региону разумно самому копить сервисы и компетенции, которые помогут его образованию развиваться даже если у федералов не получится или реализовывать то, в чем федералы не видят смысла (например вики как средство коллективной работы).

У регионов наверняка уже есть система автоматизации (журналы/дневники) и разумно ее развивать дальше. В этой системе скорее всего уже заведены все школы.

Но у многих систем автоматизации проблемы с размещением ресурсов (конструкторами, плеерами презентаций, книжными плеерами), тестированием (включая всякие интерактивные тесты) и т.д. но у некоторых есть LMS.

Таким регионам разумно потратиться на формирование у себя компетенций и внедрить дополнительные сервисы LMS (для курсов), электронной библиотеки (для отдельных ресурсов учителей, которые не собираются в курсы), системы тестирования (если в LMS недостаточно гибки для порою сложных задач по проведению тестирования), средства коллективной работы (вики, офисы, менеджеры проектов), мессенджер. Но ключевая задача — сделать это все удобным. Не удобное можно не делать, пользоваться не будут.

Аутентифицировать пользователей для всех этих систем по возможности в ЕСИА, возможно поднять свой сервер SSO и все упомянутые сервисы завести на него.

Нужна техническая поддержка, методическая, обучение. Можно сделать на базе ИРО или как в Москве на базе педвуза.

Муниципальный сегмент [ править ]

Напомню, город по ФГОС отвечает за поддержку ЭИОС. В городе имеет смысл создать техподдержку, евангелистов, консультантов-методистов (чтобы было кому отвечать на вопрос: «где лучше организовать опрос с такими-то функциональными требованиями»).

Если федералы или регион что-то делают из необходимых сервисов и делает их удобными, можно пользоваться ими. Но у федералов прямо сейчас есть только РЭШ, а регион часто тоже ничего не делает кроме автоматизации (журналов/дневников) и то не полной, а частичной.

Муниципалитету тогда надо самому развернуть недостающую инфраструктуру и обеспечить её поддержкой. Обращу внимание, что на начальном этапе лучше завести LDAP-сервер и хранить все аккаунты ко всем сервисам в нем, если не будет аутентификации с ЕСИА.

Информационно-образовательная среда

Понятия «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» не тождественны. Современный этап развития образования отличает информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС). ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы.

Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качественное состояние, соответствующее информационному обществу.

ИОС – это средство осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным.

ИОС является многоуровневой иерархической средой. Выделяют следующие уровни:

— ИОС образовательного учреждения,

ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы – информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. В современном образовании они стали средством поддержки преподавания любого учебного курса в образовательных учреждениях всех уровней.

Отметим, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие самой образовательной среды.

Основным компонентом образовательной среды является ИОС образовательного учреждения. Данный уровень ИОС поддерживает реализацию целей образования в конкретном образовательном учреждении с учетом специфики территориального расположения, условий, характеристиками реальных субъектов образования.

За основу понятия ИОС выберем ее определение, данное в Стандарте, пункт 26 (2, с. 49):

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

В соответствии с данным Стандартом, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, как внутренний образ общей образовательной среды.

Общая образовательная (общеобразовательная) среда имеет следующую особенность: в отличие от локальных (школьных, вузовских и т. п.) образовательных сред она абстрактна, в ней абстрактно выражены и представлены на информационном языке все ее средства, ресурсы, технологии, методики. Это универсальная информационная модель реальной образовательной среды. Образы (проекции) этой универсальной модели составляют множество конкретных сред образовательных учреждений, создаваемых с учетом их специфики.

Создание эффективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Согласно Стандарту ИОС ОУ «должна обеспечивать:

· информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

· планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

· мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

· мониторинг здоровья обучающихся;

· современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

· электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

· дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности» (2, с.49).

Личная информационно-образовательная среда – ИОС конкретной личности (ученика, педагога) как субъекта образования. Одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика.

Возникают дополнительные требования к ИОС: организованность, упорядоченность, структурированность, наличие формализованных систем идентификации, адресов и ссылок, доступных субъектам образования, наличие «путеводителей» в многомерном пространстве ресурсов, чтобы неопытный субъект образования смог ориентироваться в этом пространстве, «не утонул в море информации».

Основное содержание ИОС составляют информационно-образовательные ресурсы – ИОР, в том числе электронно выраженные ИОР: электронно-образовательные ресурсы – ЭОР. Состав этих ресурсов определяет степень полноты и насыщенности ИОС.

Каждый информационно-образовательный ресурс, являясь целенаправленным средством обучения в предметной области, имеет определенное назначение, которое обусловливает требования к нему, содержание, форму выражения и порядок документирования.

ИОР и ЭОР являются предметами авторского и другого информационного права, имеют социальную значимость и в этом качестве подлежат защите и правовой охране.

Экспертная оценка, сертификация ИОР, проверка его на соответствие определенным требованиям и свойствам могут быть как обязательными (для учебников, учебно-методических пособий), осуществляемыми в порядке, установленном государством (законодательством, министерством), так и добровольными, проводимыми авторитетными, компетентными организациями.

Однако информационные ресурсы ИОС не исчерпываются множеством ИОР и ЭОР, составляющих ее первый и главный уровень. Второй уровень ресурсов ИОС составляют информационные ресурсы, имеющие образовательное значение. Информационными ресурсами образовательного значения являются печатные и электронные носители социокультуры, литературные источники (художественные, критические, научно-познавательные произведения), источники права, хранящиеся в открытых фондах и вовлекаемые в учебные процессы в соответствии с их целями и методами их реализации. Это ресурсы библиотек, Интернет, радио и телевидения, научно-познавательная литература, электронные документы.

Насыщение образовательной среды открытой информацией, необходимой для обучения и удовлетворения познавательных потребностей субъектов обучения, обеспечение ее доступности является одной из важнейших задач информатизации образования.

Методические ресурсы составляют научно-практические разработки по актуальным темам общего образования и предметного обучения. Эти документированные разработки, распространяемые в открытой печати, направлены на учебно-методическую сферу, учителей, студентов педагогических вузов. Следовательно, это тоже информационно-образовательные ресурсы, имеющие вполне определенное назначение и открытую сферу применения.

Информационными ресурсами в сфере образования и, следовательно, в ИОС являются источники права, законодательные документы. Никакие описания и комментарии не могут заменить первоисточники права. Поэтому каждый субъект образования должен уметь работать со стандартными автоматизированными правовыми системами.

Выделим базовые компоненты ИОС школы (1, стр. 89).

Учебная компонента. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности учебного заведения.

Учебная компонента ИОС взаимосвязана со средствами ИКТ, собранными в организационно-управленческой компоненте ИОС. Организационно-управленческая компонента ИОС – это система внутреннего управления ИОС и организации прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями – субъектами образования. В автоматизации организационно-управленческой деятельности школы получает применение множество программных систем, таких как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения и многие другие.

Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов – ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированных в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Но возможно выделение специализированной ресурсной компоненты ИОС, интегрирующей информационные ресурсы образовательного применения.

Компонента оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему. Широкий класс компьютерных и коммуникационных средств, предназначенных для автоматизации диагностики и контроля знаний, не укладывается в систему функционирования учебной компоненты среды. Поэтому целесообразно выделение этой системы в качестве самостоятельной компоненты ИОС.

Методическая компонента аккумулирует методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление. Электронная библиотека методических ресурсов ИОС должна иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Она может как включаться в учебную компоненту ИОС, так и выделяться в самостоятельную компоненту.

Одной из существенных сфер деятельности образовательного учреждения являются научно-методические исследования педагогов, а также и учащихся. Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС, интегрирующей средства информатизации научно-исследовательской деятельности, продукты творческого труда педагогов. Возможно ее включение в качестве подсистемы в методическую компоненту ИОС.

Внеучебная компонента ИОС. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности. Целесообразно использование компьютерных телекоммуникаций и в межличностном внеучебном общении.

Административная компонента ИОС. В административной компоненте ИОС образовательного учреждения должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в данном учреждении. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.

Проектирование ИОС образовательного учреждения должно заранее предусматривать возможность ее последующего объединения с другими ИОС учебных заведений в единое информационно-образовательное пространство. На сегодня реальной и эффективной реализацией требования системной интеграции ИОС образовательных учреждений является создание общеобразовательной ИОС в телекоммуникационном web-пространстве Интернета.

Информационные и коммуникационные технологии ИОС смогут оказать положительное воздействие на процесс обучения только при условии грамотного использования их возможностей. Педагог приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников и необходимые для этого информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС. Педагог регулирует как процессы потребления ресурсов ИОС, так и процессы их дополнения своими собственными технологиями и ресурсами, включая ЭОР собственной разработки.

Общие тенденции развития социально-информационной среды – информатизация, глобализация, коммуникация – определяют и тенденции развития ИОС. Одна из тенденций – ориентация на общемировую коммуникационную сеть Интернет, вхождение в ее сферу на правах подсистемы. Интернет является интегрированным информационно-технологическим ресурсом общемирового значения. Он объединяет непрерывно расширяемое множество информационных объектов, учебных, методических и социокультурных ресурсов, ИОР, ЭОР. Правильное использование этого потенциала в образовательной сфере, как показывает практика, приносит положительные результаты.

Но следует учитывать, что виртуальный компьютерный мир кроме множества «плюсов» имеет и свои «минусы». При попадании в виртуальное познавательное пространство складывается ощущение доступности любой информации. Однако полагая, что любые конкретные знания можно получать средствами коммуникации по мере их необходимости, пользователи не уделяют должного внимания их усвоению и воспроизведению в памяти. В результате есть риск остаться только потребителями, имеющими лишь «виртуальные» знания.

Цель ИОС не в удовлетворении информационных потребностей любознательного человека и предоставление информации в готовом для этого потребления виде, а формирование личности, умеющей создавать производную информацию.

Следует рассматривать Интернет как интегрированный ресурс познания, образования и самообразования, обучения и самообучения, духовного и культурного развития человека.

1.2. Сетевые ресурсы для формирования электронной образовательной среды.

Современный учитель должен уметь конструировать электронную образовательную среду и направлять деятельность ученика в потоке информации. Индивидуальный маршрут и индивидуальные образовательные программы невозможно осуществить без электронной среды. Повышается ценность ИКТ-компетентности учителя, владения максимально возможным набором информационных инструментов, понимания что без электронной среды работа невозможна (стандарт ЮНЕСКО).

Облачные технологии последние несколько лет активно используются в образовательной практике. Они становятся альтернативой традиционной IT-инфраструктуры. Модель облачных вычислений обеспечивает доступ через Интернет к различным ресурсам: сетям, серверам, системам хранения данных, приложениям.

Часто крупные компании предлагают отдельные условия сотрудничества для образовательных учреждений, как например Microsoft или Google.

Облачные технологии в образовании используются в основном для: редактирования файлов, хранения данных, организации совместной работы, управления приложениями.

Редактирование файлов

В настоящее время разнообразие облачного инструментария позволяет редактировать файлы практически любого формата. Комплексы средств редактирования файлов представляют такие сервисы как Office Web Apps, Adobe Acrobat, Google Docs, Zoho и ThinkFree Online. В таблице 1.1. представлены некоторые примеры облачных программных продуктов для редактирования различных файлов – от текстовых до видео.

Таблица 1.1. Инструменты редактирования

ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Под влиянием процессов информатизации существенно изменились образовательные среды учебных заведений всех уровней образования, от детского сада до университетов.

По утверждению В. А. Левина, образовательная среда определяется как «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (Левин В. А., 2001). «Образец» подготовки современного школьника, студента задается требованиями, предъявляемыми к человеку информационной цивилизации. Процесс подготовки такого человека требует привлечения разнообразных информационных средств не только для организации занятий и выполнения заданий, но также для самообразования и постоянного саморазвития, формирования информационной культуры, навыков сотрудничества обучающихся. Такие требования задают новые параметры образовательной среды.

Поскольку информатизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики, за последние десятилетия были реализованы несколько федеральных и множество региональных программ, направленных на внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс. Среди них, например, Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (2011- 2020). Результатом осуществления этих программ явилось обеспечение школ компьютерами и доступом к сети Интернет; обеспечение образовательных учреждений базовыми лицензионными пакетами программного обеспечения; повышение уровня компетентности педагогов в области информационных технологий; разработка и создание коллекций электронных образовательных ресурсов; организация информационных ресурсных центров и пр.

В предыдущих разделах было показано, что информационное пространство российского образования насыщено различными электронными образовательными ресурсами. Они собраны и систематизированы в электронных библиотеках, в коллекциях образовательных порталов. Учителя обмениваются разработанными электронными ресурсами в сетевых сообществах; разнообразные электронные продукты разработаны в рамках учебных телекоммуникационных проектов. Для современных школьников и студентов привычным и удобным является использование интернет- технологий, различных видов информационных ресурсов, которые применяются для решения неформальных и образовательных задач; для них значима пространственно- временная свобода образовательного взаимодействия.

Образовательную среду, насыщенную информационными и коммуникационными технологиями, называют информационной образовательной средой.

Информационная образовательная среда — это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей.

Изменение качеств информационной образовательной среды учебного заведения связано с трансформацией ее информационно-технологической базы, пространственно- временных параметров и протекающих в ней информационных процессов, меняющих характер взаимодействия субъектов (Концепция, 2002).

Важное свойство информационной среды отметил Ю. А. Шрейдер: она не только является проводником информации, но и активно воздействует на ее участников (Шрейдер, 1976). Информационная среда предоставляет возможность получения необходимых сведений, а умение получать информацию и преобразовывать ее приобретается в процессе обучения, взаимодействия. Используя разнообразные возможности информационной среды обучающиеся приобретают важные компетенции, которые позволяют им учиться более успешно.

Основным назначением информационной среды образовательного учреждения является повышение эффективности и качества предоставления образовательных услуг, доступности образования, развитие творческого потенциала личности обучающегося на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» и государственные образовательные стандарты задают требования к формированию информационной среды современного образовательного учреждения. В соответствии с этим, ИОС обеспечивает технологическими средствами всех участников образовательного процесса — обучающихся, учителей, администрацию школы, родителей, представителей общественности.

С этой целью в образовательной организации создается единая база данных, содержащая информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся, учебный план, расписание, разнообразные отчеты и пр.); всем участникам образовательного процесса предоставляется доступ к необходимым электронным ресурсам; расширяются возможности их взаимодействия средствами сетевых технологий.

В школах реализованы различные модели информационной образовательной среды (ИОС), основными компонентами которой являются:

  • • информационная система организации и управления единым информационным пространством школы;
  • • электронные образовательные ресурсы, медиатека;
  • • сервисы электронного обучения;
  • • сайт или портал образовательной организации с развитыми сервисами взаимодействия и поддержки учебного процесса.

Медиатека — это фонд ресурсов на различных носителях, а также техническое обеспечение для создания и просмотра этого фонда, которые организуют пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях.

Например, система программ «1С:Образование 5. Школа» предназначена для организации и поддержки учебного процесса, включения элементов электронного обучения в учебный процесс в образовательных учреждениях и активного использования электронных образовательных ресурсов. Система предоставляет группам пользователей среды специализированные автоматизированные рабочие места (АРМ) — АРМ учителя, обучающегося, директора и нр.

В рамках системы формируются электронные отчеты, дневники, журналы, портфолио обучающегося; предоставляются средства разработки и доставки учебных материалов; осуществляется информационная поддержка родителей. В системе предусмотрены средства коммуникации пользователей.

Например, многофункциональный автоматизированный информационный комплекс «Электронный журнал» предназначен для сопровождения большинства школьных информационных процессов, связанных с учебной деятельностью, а также позволяет формировать общее коммуникационное пространство всех участников образовательной деятельности — от администрации школы до учеников и родителей.

Важным компонентом ИОС школы является библиотека электронных образовательных ресурсов. В школе электронные ресурсы обычно концентрируются на базе библиотеки, которая расширяет свои функции и превращается в медиатеку.

Целью аккумулирования различных ресурсов в информационной системе медиатеки является создание условий их распространения и доставки, обеспечение интеграции электронных ресурсов в учебный процесс (на уроке и в процессе самостоятельной работы). Электронные ресурсы медиатеки способствуют формированию информационной культуры и самостоятельной активности обучающихся (Ястребцева, 2002). Источниками электронных ресурсов медиатеки являются Федеральные порталы и другие коллекции ЭОР, разработки учителей и обучающихся.

Сервисы электронного обучения в информационной среде школы обеспечивают поддержку различных видов учебной деятельности как в классе, так и дома. Использование дистанционного образовательных технологий в информационной среде учебной организации повышает доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы обучающихся. Особенно необходимы такие технологии для учащихся с ограниченными возможностями, которые не могут регулярно посещать школу и нуждаются в организации самостоятельных занятий, систематическом контроле знаний, отслеживании достижений и проблем.

В целях расширения образовательных возможностей обучающихся, в информационной среде школы могут быть реализованы такие проектные формы образовательного взаимодействия как школьная видеостудия, электронная газета и т. п.

Особую роль в жизни современной школы играет ее сайт. За счет размещения актуальной информации о школе в Интернете он обеспечивает информационную открытость школы не только для обучающихся, учителей, администрации, родителей, но и для внешних субъектов — органов управления образованием, общественности, вузов и т. д.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть специальная статья «Информационная открытость образовательной организации». В статье зафиксировано, что «образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Обязательными разделами сведений об образовательной организации, публикуемыми в открытом доступе на сайте являются:

  • • «Основные сведения»;
  • • «Структура»;
  • • «Документы»;
  • • «Образование»;
  • • «Образовательные стандарты»;
  • • «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав »;
  • • «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»;
  • • «Стипендии и иные виды материальной поддержки»;
  • • «Платные образовательные услуги»;
  • • «Финансово-хозяйственная деятельность»;
  • • «Вакантные места для приема (перевода)».

Единые требования, предъявляемые к структуре сайтов, позволят каждому пользователю сайта образовательной организации быстро найти на нем необходимую информацию. Все требования, которые относятся к сайтам школ, также распространяются и на сайты дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и пр. На сайте может быть доступна версия для слабовидящих, что соответствует требованиям доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению (ГОСТ Р 52872-2012).

Технологические и программные средства, используемые для функционирования официального сайта, должны обеспечивать не только доступ к размещенной информации, но и защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, защиту от копирования авторских материалов.

Но главное предназначение школьного сайта — быть не только «лидом» образовательного учреждения, но и функциональным элементом информационной образовательной среды школы; он должен быть ориентирован на учеников и их родителей. Их интересуют история школы, актуальные материалы о школьной жизни, новости (новостная лента), анонсы предстоящих мероприятий, информация об условиях обучения, об учителях и администрации, успехах выпускников школы. Сайт школы — это не только источник необходимой информации, но и эффективное средство обратной связи; он должен предоставлять возможность оставить отзыв и ознакомиться с отзывами о деятельности образовательного учреждения; задать вопрос или сообщить о проблеме. Для этого на сайте должны быть предусмотрены функциональные коммуникационные сервисы.

Как и для любого сайта, для сайта образовательной организации (школы, колледжа, детского сада) важное значение имеет удобство его использования, единство структуры меню и дизайна, работающий релевантный поиск, внешняя привлекательность. Иногда школам предлагают использовать конструкторы школьного или централизованную платформу школьных сайтов. В этом случае процесс наполнение сайтов максимально автоматизирован: многие типичные для образовательного учреждения блоки информации (например, классы, группы, учебные планы, расписания и т. д.) редактируются с помощью шаблонов. Это позволяет решить проблемы, связанные с тем, что сайты образовательных учреждений разрознены по дизайну, наполнению и управлению.

Даже при внешней унификации сайт каждой школы индивидуален. Он может предоставлять доступ к таким ресурсам как персональные сайты учителей, сайты классов, сайты образовательных проектов. Например, с помощью сайта учитель и одноклассники могут отражать актуальную и интересную информацию о жизни класса, рассказывать о своих успехах и достижениях, творчестве учеников.

Информационно-образовательная среда образовательной организации — это, по сути, пересечение информационного пространства конкретного учебного заведения, информационного пространства региона и глобального образовательного информационного пространства. Назначение такой ИОС можно сформулировать следующим образом: она является главным информационным посредником между педагогической системой конкретной образовательной организации и всеми активными системами сферы образования. Одной из целей такой ИОС является ее саморазвитие как информационной системы в соответствии с меняющимися запросами ее субъектов, тенденциями в развитии информационных и коммуникационных технологий, требованиями, выдвигаемыми на государственном уровне.

Левин, Витольд Альбертович — доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии факультета социальной психологии и педагогики Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета. Специалист в области экспертизы, проектирования и мониторинга развития образовательных систем.

Шрейдер, Юрий Анатольевич — российский специалист по информатике, методологии науки, философии. Работал в Институте проблем передачи информации Российской академии наук, преподавал в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Вопросы и задания

  • 1. Определите понятие «информационная образовательная среда школы», назовите основные информационные потребности ее пользователей.
  • 2. Охарактеризуйте информационную образовательную среду школы, в которой Вы учились. Каковы ее основные компоненты?
  • 3. Проанализируйте сайт школы, в которой Вы учились. Используйте для анализа критерии оценивания сайтов школ, которые используются для составления общероссийского рейтинга школьных сайтов. С критериями Вы можете познакомиться на сайте http://rating.rosnou.ru.
  • 4. Познакомьтесь с одним из сайтов школ, которые занимают первые позиции в общероссийском рейтинге школьных сайтов. Выделите преимущества данного сайта, которые позволили ему занять лидирующую позицию.
  • 5. Назовите основные отличия школьной библиотеки и

Рекомендованная литература и использованные источники

  • 1. ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
  • 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.01 № 1765-р).
  • 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • 4. Шрейдер, Ю. А. Информационные процессы и информационная среда // Науч. и техн. информация. — Сер. 2. — 1976. — № 1. — С. 3-6.
  • 5. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.
  • 6. «1С:Образование 5. Школа».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *